Стратегический объект энергетической политики, или как Запад положил глаз на Монголию

Монголия, благодаря своему стратегическому расположению и богатыми месторождениями ископаемых, не так давно начала активно привлекать внимание Европейского союза. Не исключено, что Запад в скором будущем сможет использовать страну против России и Китая – его главными конкурентами. Таким предположением поделился Институт Русских Стратегий.

Так, последний интерес ЕС вызвало урановое месторождение Монголии. В октябре 2023 года президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил Францию по приглашению главы государства Эммануэля Макрона. Стороны обсудили развитие двусторонних отношений, увеличение инвестиций и совместную реализацию крупных проектов. В частности, одной из главных тем обсуждений стало заключение соглашения о добыче урана, речь идет об использовании крупного месторождения «Зоовч Овоо». Французская атомная компания Orano Mining готова инвестировать в проект около 1,7 миллиарда долларов США.

Сейчас в Монголии насчитывается больше 60 тысяч тонн «чистого» запаса урана и более десяти урановых месторождений. К слову, «Зоовч Овоо» было открыто в 2013 году как раз французской компанией Areva – бывшее наименование Orano.

В силу того, что Монголия на данный момент стремится стать лидером в производстве урана, стратегия французских компаний только подбадривает страну в продвижении этой идеи. А соглашение с Orano Mining заложило основу для стратегического развития партнера и укрепило взаимовыгодное сотрудничество.

Франция может стать первой страной, начавшей разработку и добычу урана в Монголии.

Что получит Монголия? Помимо того что страна раскроет свой урановый потенциал, проект может принести ей около одного миллиарда долларов США налоговых поступлений в течение последующих 30 лет. Согласитесь, деньги немалые. C 2024 по 2027 год планируют начать подготовительные работы, само производство урана – с 2028 по 2060 год, а послеэксплуатационные работы – с 2061 по 2070 год. Но это только в планах: как поведут себя страны с началом работ, время еще покажет. Особенно, учитывая неэффективное управление монгольским государством, на которое жалуются европейские инвесторы.

Что получит Франция? В 2023 году из-за переворота в Нигере Франция осталась без главного поставщика урана. В результате французская энергетика оказалась под ударом, ведь большую часть своей электроэнергии государство вырабатывает именно на атомных станциях. Потому добыча урана в Монголии позволит Франции компенсировать и даже увеличить производство электроэнергии.

Кроме того, спрос на уран к 2030 году во Франции может увеличиться на 27%. Такие грандиозные планы не могут не вызывать интерес со стороны других западных стран, которые тоже намерены увеличить свои мощности атомной энергетики. Все это сводится к тому, что Монголия станет ключевым пунктом пересечения интересов стран ЕС, нуждающихся в энергетических ресурсах.

Также председатель Orano Group Клод Имавуэн отдельно отметил стратегическую значимость геополитического расположения Монголии между Россией и Китаем – двумя недружественными странами ЕС. Неудивительно, что западные страны внимательно наблюдают за планами поставок российского газа в Китай.

Напомним, в рамках проекта «Газпрома» дочерняя ветка газопровода – «Союз Восток» – пройдет по территории Монголии и станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири-2». Общая протяженность «Союза Восток» составит 963 километра, а мощность магистрали – 50 миллиардов кубометров газа в год. Начало строительства газопровода ожидается в 2024 году, завершить его планируют к 2030 году.

Конечно, в строительстве «Союз Востока» все не так однозначно. Ведь Китай продолжает вести свою стратегию по перекачке импортного газа, где «Сила Сибири-2» вместе с монгольской веткой играют совершенно не первоочередную роль. Хотя разговоры между представителями трех стран ведутся по сей день. Например, в декабре 2023 года в Пекине состоялась встреча вице-премьера РФ Александра Новака и вице-премьера Госсовета КНР Дина Сюэсян, в ходе которой обсуждалось согласование экономических условий реализации проекта между «Газпромом» и китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC.

Допустим, Россия добьется реализации «Союза Восток» и укрепит связь с Монголией и Китаем. При таком положении дел привлекательность Монголии в области энергетики и добычи ископаемых поставит страну в не совсем завидное положение. Иностранные инвестиции обычно сопряженны политическим лоббизмом, а потому сотрудничество с перечисленными странами может негативно сказаться, например, на партнерстве Монголии со странами ЕС.