«Для Байкала это катастрофа»: ученый РАН о строительстве ГЭС в Монголии

Строительство ГЭС в Монголии считается одной из самых острых обсуждаемых тем Монголии и России. Несмотря на то что монгольская сторона пытается извлечь от строительства гидроэлектростанций максимальную экономическую выгоду, это может повлечь за собой необратимые серьезные последствия для двух стран. Особые опасения вызывает экологический урон Байкалу.

Данный вопрос поднял корреспондент «Интерфакса» в разговоре с членом-корреспондентом РАН, научным руководителем Института водных проблем РАН Виктором Даниловым-Данильяном.

Проект ГЭС «Эрдэнэбурэн». Ее мощность должна составить 90 МВт, а финансирование объекта будет обеспечено за счет льготного кредита Китая

Непростое экономическое положение Монголии заставляет местное правительство работать над развитием этой области. Одним из способов добиться роста экономики страны является строительство ГЭС, что позволит обеспечить часть районов электричеством. Напомним, в настоящее время государство серьезно страдает от дефицита электроэнергии и некачественного энергоснабжения. 15% населения страны живет без электричества. Около 20% электроэнергии приходится на импорт из Китая и России. Своих запасов электроэнергии страна не имеет. Поэтому Монголии ничего не остается, как использовать дополнительные источники электроэнергии в виде тех же ГЭС. Кроме того, водохранилище может в дальнейшем использоваться для орошения в земледелии.

Однако стремление Монголии реализовать эти проекты вызывает, скажем так, легкий диссонанс. С одной стороны, правительство страны в последние годы акцентирует внимание на продвижении зеленой энергетики и пытается решить серьезные климатические проблемы. Одна из наиболее актуальных – опустынивание земель. Этому вопросу, к слову, уделяется достаточно много внимания: проводятся тематические конференции, государство активно сотрудничает с экологическими организациями на международном уровне, в частности, для получения финансирования. В рамках этих работ реализуется национальное движение «Миллиард деревьев», которое поможет в некоторой степени предотвратить и замедлить опустынивание.

С другой стороны, Монголия в погоне за независимостью подвергает свою экологию опасности и игнорирует интересы других стран, даже когда это касается Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пока монгольская сторона пытается максимально извлечь экономическую выгоду от строительства ГЭС, российской стороне важнее сохранить «неприкосновенность» и биоразнообразие Байкала. Российские ученые настороженно относятся к строительству гидроэлектростанций, в особенности объекта «Эгийн-гол» на реке Селенге – самом крупном и главном притоке Байкала. И их опасение оправдано.

Хотя ГЭС и относится к зеленой энергетике, ее строительство влечет за собой ряд негативных последствий для окружающей среды, в том числе это приводит к затоплению пахотных земель или лесов и большим потерям водных ресурсов. Об этом рассказывает также научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян в интервью «Интерфаксу».

«Всех наших (российских – примечание Бабра) гидрологов и байкаловедов насторожило желание построить водохранилище непосредственно на Селенге (главный из тех проектов) и не только с гидроэлектростанцией, но и с существенным забором воды для использования в орошаемом земледелии. Всем ясно, что сколько воды из Селенги возьмут безвозвратно, столько Байкал ее недополучит. А осуществление всех шести проектов приведет к еще большим потерям воды. Будет забрана половина всего (!) стока Селенги, так что с учетом не только частичного возврата, но и потерь на испарение с водохранилищ воды в Байкал будет поступать примерно на четверть меньше, чем сейчас! Для Байкала это катастрофа», – подчеркивает ученый.

Несмотря на всю критику в адрес проекта «Эгийн-гол» со стороны России и ЮНЕСКО, Монголия неоднократно пыталась повлиять на мнение экспертов. Хотя и безуспешно. Тот факт, что монгольская гидроэнергетика находится в ловушке, местное правительство все же осознает, но в то же время министр окружающей среды и туризма Монголии Б.Бат-Эрдэнэ заявляет, что ГЭС на реке Эгийн-Гол в любом случае начнет работать. То есть Монголия не собирается закрывать этот проект и ищет способы прийти к компромиссу с Россией, которая опасается негативного влияния ГЭС на Байкал и Селенгу.

Бабр следит за развитием событий.