Больше налогов, меньше стимулов: к чему приведет повышение финансовой нагрузки для металлургических компаний?

В 2021 году финансовая нагрузка на металлургический сектор серьезно возросла: с 1 августа введены экспортные пошлины на продукцию, а в конце года для металлургических компаний будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Эксперты неоднозначно оценивают повышение налоговой нагрузки в секторе: по их мнению, введение новых пошлин и налогов со стороны государства может привести к снижению доходов металлургических компаний, уменьшению налогов на прибыль в бюджеты различных уровней, замедлению развития инфраструктуры в регионах и снижению социальной активности бизнеса.

Разговоры о повышении налоговой нагрузки для металлургического сектора ведутся еще с 2018 года, однако серьезные шаги в этом направлении государство стало принимать в период пандемии. В мае 2021 года первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что металлурги «нахлобучили государство» на 100 миллиардов рублей. После этого в короткие сроки было принято решение временно повысить экспортную пошлину на металл, за счет чего планируется собрать 160 миллиардов рублей. При этом еще в 2018 году Белоусов будучи помощником президента предлагал изъять у 14 предприятий 500 миллиардов рублей сверхприбыли и потратить эти деньги на финансирование майских указов президента. Практически сразу же после заявления девять публичных компаний из «списка Белоусова» потеряли в стоимости 400 млрд рублей.

Тогда компании смогли договориться, и повышения налоговой нагрузки не последовало. В обмен на договоренности компании дали обещание активнее инвестировать в инфраструктуру и свои обязательства выполняют: например, «Северсталь» проводит образовательные лекции, поддерживает региональные музеи и театры, создает инфраструктуру для детей с особенностями развития. «Новатэк» инвестирует в ремонт соцучреждений в регионах, занимается экологичной утилизацией отходов и помогает малообеспеченным семьям. Компания En+ Group строит детские сады и спортивные площадки в регионах присутствия, учреждает стипендии для студентов, а также планирует перевод головного офиса в Иркутск, что привлечет в город высокопрофессиональных специалистов и будет способствовать развитию инфраструктуры города. Несмотря на все эти усилия бизнеса новые налоги все же были введены.

По мнению экспертов, налоги лишь на время решат проблемы с дополнительными доходами в бюджет страны, в то же время усиленная налоговая нагрузка снизит конкурентоспособность металлургических компаний на внешних рынках, замедлит развитие инфраструктуры в регионах и приведет к уменьшению налогов на прибыль в бюджеты различных уровней.

«Стимулы для инвестирования в развитие бизнеса у компаний снижаются, поскольку апсайд потенциал для доходов ограничен за счет постоянно меняющихся правил, в то время как потери бизнеса при неблагоприятной конъюнктуре никто компенсировать не собирается», — отметил аналитик КСП Капитал Михаил Беспалов. (Цитата — «Эксперт»).

«В первую очередь, государству необходимо отказаться от „продразверстки“ и изъятия сверхдоходов. Нужно думать не о решении сиюминутных проблем, а совместно с бизнесом разработать программы модернизации отрасли и законодательно обязать компании вкладывать сверхприбыли в развитие. Поддержка бизнеса в конкуренции на глобальных рынках, в средне-и долгосрочной перспективе, даст свои плоды, включая увеличение налоговых платежей платежей, сохранение рабочих мест и высококлассных трудовых коллективов», — считает завкафедрой конкурентного права РАНХиГС и начальник управления по борьбе с картелями ФАС РФ в 2013-2021 годах Андрей Тенишев).

Напомним, становление российского металлургического сектора проходило в непростые времена: многие предприятия находились в упадке, отрасль испытывала и кадровый голод, требовалась масштабная модернизация производства. Эту нагрузку полностью взял на себя бизнес. Довольно наглядно это видно на примере алюминиевой отрасли. В 2000 году главные алюминиевые активы страны объединились в компанию «Русский алюминий» («Русал»), а в 2007 году активы «Русского алюминия», «Сибирско-Уральской алюминиевой компании» и швейцарского сырьевого трейдера Glencore слились в одну компанию. Основатель En+ Group и «Русала» Олег Дерипаска понимал, что для управления бизнесом таких компаний нужны люди нового типа, с пониманием того, как устроены рынки. И такую команду еще надо было собрать. Объединение происходило во всех направлениях металлургии. Так, к 2006 году черная металлургия была консолидирована между компаниями «Северсталь», «ЕвразГрупп», НЛМК, ММК, «Металлоинвест» и «Мечел».

Из-за пандемии металлургические компании также столкнулись с трудностями, однако не остановили производства, сохранили рабочие места для тысяч россиян и инвестировали собственные средства в поддержку медицины, внеся свой вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией. Компании передавали оборудование, медикаменты, продукты социальным и медицинским учреждениям. Например, En+ в общей сложности направила порядка семь млрд рублей на борьбу с коронавирусной инфекцией, построила шесть медицинских центров в регионах присутствия.

Кроме того, предприятия En+, «Северстали», ММК, НЛМК во время пандемии обеспечивали своих сотрудников средствами индивидуальной защиты, предлагали медицинские консультации, связанные с коронавирусом, а в последствии запустили программы по добровольной вакцинации сотрудников. Неся такую большую социальную нагрузку многие компании показали стабильные финансовые результаты, которые некоторым показались слишком хорошими.