Аварии и дефициты электроэнергии: к чему приводит рост нелегального майнинга

Интерес к криптовалютам имеет свои последствия: в ряде регионов России уже отмечают последствия бурного развития нелегальных майнинговых ферм. Из-за бесконтрольного потребления электроэнергии растет нагрузка на сети, а это приводит в свою очередь авариям и пожарам. При этом серые майнеры никак не регистрируют свой способ заработка и пользуются низкими тарифами для населения.

По мнению экспертов, влияние криптоферм на работу инфраструктуры не стоит недооценивать: одна небольшая майнинговая ферма может потреблять кВт больше, чем крупный металлургический завод. В то же время работает она 24 часа в стуки без перерыва на выходные. При этом видом предпринимательской деятельности майнинг не является и законом никак не регулируется.

Происходящее в последние годы можно смело назвать криптовалютной лихорадкой: интерес к криптовалютам растёт, а желающих заработать на их производстве становится всё больше. Это явление в России стало более ощутимым в 2021 году — после того, как Китай ввёл ограничения и заявил о намерениях «искоренить рынок криптовалют», майнеры стали «переезжать» в регионы с дешевой электроэнергией и туда, где законодательно сфера майнинг пока никак не регулируется. Согласно исследованию Кембриджского университета, лидерами по производству криптовалют в мире этой осенью стали США, Казахстан и Россия.

При этом жители буквально стали ощущать последствия роста серого майнинга на себе: из-за резко возросшей нагрузки на сети участилось число аварий, а где-то и вовсе возник дефицит электроэнергии. Особенно критичной ситуация становится зимой. Отметим, что страдают из-за криптоферм не только сети, которые не справляются с нагрузкой, но и бюджет региона, а также легальный бизнес, на плечи которого ложится финансовая нагрузка. Фактически они вынужденно оплачивают работу «серых» майнеров.

Ещё более сложная ситуация возникла в соседнем Казахстане: там майнеров назвали причиной энергетического кризиса в стране. Как пишет портал «Радио Азыттык», если раньше спрос на электроэнергию в Казахстане увеличивался на два процента ежегодно, то за первые десять месяцев этого года, по данным министерства энергетики, потребление энергии увеличилось сразу на восемь процентов.

В последнее время дефицит электроэнергии наблюдается как минимум в шести регионах Казахстана — Алматинской, Туркестанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях, городе Шымкенте и районах Алматы. В ноябре основной поставщик электроэнергии в Казахстане, заявил, что будет ограничивать потребление электроэнергии в соответствии с графиками, согласованными с местными исполнительными органами. Важно понимать, что страдают от этого обычные жители и те, кто ведёт свою деятельность легально. Серые майнеры работают в основном под видом другого производства, поэтому выявить их сложно, а ограничить — ещё сложнее.

Сейчас местные власти думают над тем, как вывести нелегальный майнинг из тени, а также решить проблему с дефицитом электроэнергии. В России этот вопрос также остаётся открытым: законодательно майнинг не регулируется, и проблема бесконтрольного потребления электроэнергии пока не решена. По мнению экспертов, решением проблемы может быть, например, введение ограничений на объем потребления по регулируемым тарифам.