Эколог Михаил Колобов: бороться с микропластиком в Байкале надо комплексно

Наличием микропластика в Байкале уже никого не удивишь, и чем сильнее усугубляется экологическое состояние озера, тем больше внимания нужно этому уделять. Тем более, что это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Об этом говорит старший научный сотрудник кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук Михаил Колобов в интервью «Известиям».

Есть проблема

Микропластик — это микрочастицы пластика менее 5 мм, которые появляются в результате его разрушения.

Вообще-то, появление микропластика – нормальный процесс, который проходит под воздействие различных физических и биологических факторов: солнечная радиация, механическое истирание, разрушение от перепада температур, влияние микрофлоры и бактерий. Но ненормально влияние микропластика на природу, животных и людей, ведь микропластик встречается сейчас везде.

Байкальский пластик отличается своим размером – он мельче, чем в других водоёмах. Байкал достаточно узкий, и этот пластик, как в стиральной машине, перетирается между берегами, разрушается и превращается в мелкую крошку. В озере также очень много волокон. Если в тихоокеанском «мусорном пятне» больше кусочков пластика, то на Байкале гораздо больше волокон, а это продукт обычной бытовой стирки.

«Люди просто стирают одежду, грязная вода после стирки смывается в Байкал. Одежда сейчас синтетическая практически вся. Синтетическая нить вставляется даже в натуральную одежду, чтобы та держала форму. Когда мы изучаем микропластик, мы всегда надеваем хлопчатобумажную одежду, чтобы микропластик с нашей одежды не попадал в исследуемый. Так вот мы суммировали длину этих волокон, и получился километр этих нитей на квадратный километр площади озера. Представьте, сколько катушек ниток надо набрать, порубить на кусочки меньше 5 мм и все это высыпать в Байкал!Это поверхностный пластик, у него плотность ниже плотности воды, и он плавает. Но есть еще и тот, что тяжелее, ПВХ например. Такой микропластик тонет и лежит на дне», – сказал Михаил Колобов.

В целом озеро Байкал показывает высокие уровни загрязнения, схожие с загрязнением водоемов в других регионах планеты. Традиционно для учëта микропластика используется сетка с ячейкой диаметром в 300 микрон. И соответственно, ранее в большинстве случаев учитывался микропластик от 300 микрон и до 5 мм. Поэтому средняя концентрация частиц была десятки и сотни тысяч частиц. Но в последнее время ситуация усугубилась.

«Как показало последнее исследование наших коллег из Иркутска, если учитывать более мелкий микропластик, размером от 20 микрон, загрязнение на два-три порядка выше, чем считалось ранее. И это очень высокая концентрация — уже не сотни тысяч частиц на квадратный километр, а миллионы», – заявил Михаил Колобов.

По словам учёного, основная причина загрязнения Байкала – это высокая антропогенная нагрузка на озеро, имеется ввиду и постоянная жизнедеятельность на берегу Байкала, и туризм. Огромное количество микропластика круглогодично поступает в озеро через реки. На протяжении нескольких лет учёные заметили, что на Байкале напротив дельты Селенги все время плавает концентрированное пятно микропластика. Откуда он смывается? В частности, из Улан-Удэ, Монголии, из других мест. Смытый пластиковый мусор выбрасывается на берег, смешиваясь с тем, что оставили там отдыхающие.

В настоящее время в окрестностях Байкала нет эффективного механизма утилизации пластика. Сжигать его нельзя, потому что при горении он выделяет токсичные газы. Крошить его — значит просто продуцировать микропластик. А значит нужно заняться сбором и переработкой. И приложить всё усилия для того, чтобы пластик не попадал в Байкал.

Есть решение

В первую очередь необходимо создавать точки сбора отходов на берегу Байкала — в кемпингах и прибрежных населенных пунктах, где туристы и местные жители могли бы оставлять мусор для вывоза и утилизации или захоронения. Нужно создавать доступные зоны, в которых существуют отработанные механизмы забора и вывоза отходов.

Поступление пластика, который неизбежно попадает в окружающую среду, можно намного уменьшить, введя ограничения на его оборот в прибайкальской территории. В первую очередь это касается «одноразового» пластика — посуды, пакетов, пищевой упаковки. Замена этому набору существует и уже давно используется в некоторых странах.

«Микропластик — это маркер деятельности человека. К тому же в одиночку он в воду не попадает, он всегда попадает вместе с чем-то. Часто это будут промышленные химические соединения, а среди них есть очень опасные. И если микропластик мы видим, то эти соединения нет. Микропластик показывает нам те точки, где идет поступление вредных веществ. За это ему можно даже сказать спасибо», – сказал эколог.

Также важно не бросать на передовой борьбы с пластиком учёных и административный ресурс, а привлекать бизнес-сообщество. Государство и бизнес могли бы создавать некие «биржи идей», чтобы заинтересованные люди черпали оттуда какие-то идеи, и создавать банки доступных технологий, чтобы им можно было реализовывать эти идеи.

«Сейчас стало действительно популярным и важным делом для бизнеса — оказывать поддержку исследованиям в области исследований микропластика. Мы работаем в связке с группой компаний En+ Group, и они нам очень хорошо помогают. И мы, и они в сотрудничестве заинтересованы. Я знаю, что компания «РЖД» проводит комплекс мероприятий, направленных на экологические исследования по тому же Байкалу. Это те крупные компании, которые присутствуют в регионе», – добавил Колобов.

Учёный считает, что к экологическим проектам необходимо подходить не с точки зрения освоения огромных бюджетов, а начинать надо с точечных задач, которые и не требует огромных затрат. Например, обеспечить население септиками, потому что многие местные жители ставят септики без дна, и все их содержание уходит в грунт, а оттуда в Байкал.

«Мы брали пробы грунтовой воды. Это чудовищно, такую воду пить нельзя. А люди пьют. Может быть, и стоит на время уйти от больших проектов. И решать точечные задачи, по которым результаты будут видны сразу. И более того, туда можно подключать и частный бизнес. И бизнес пойдет туда гораздо легче, потому что и затраты будут другого уровня», – подытожил Михаил Колобов.

Местные жители, туристы и представители бизнеса должны ответственнее относиться к состоянию Байкала. Важно, чтобы борьба с загрязнением велась по всем фронтам, как на законодательном уровне, так и на бытовом. Внести свой вклад в очищение озера может каждый, тем более, что это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.