Энергетика Монголии: электро- и теплоэнергетика страны. Разбор Бабра

Монголия очень богата природными ресурсами,
но их хозяевами являются не монголы.
Хулан Цоодолын, апрель 2022 года

Энергетическая отрасль Монголии – один из важнейших факторов ее социально-экономического развития. Именно от топливных и энергетических ресурсов напрямую зависит нормальное функционирование экономики страны. В то же время качество энергоснабжения в Монголии считается неудовлетворительным: 15% населения страны живет без электричества и 70% – без санитарных удобств. При этом в будущем имеющиеся проблемы с электроэнергией могут только усугубиться.

В данном материале Бабр расскажет о текущем положении энергетики в Монголии.

Министр энергетики Монголии Н.Тавинбэх

Электроснабжение

Абсолютно вся энергетическая отрасль Монголии принадлежит государству. Страна обеспечивает себя электроэнергией за счет внутреннего производства. С каждым годом оно стремительно растет. Так, например, в марте 2022 года производство достигло отметки 755 тысяч Мегаватт-час, что более чем на полсотни выше максимального показателя предыдущего года и вдвое больше производства электроэнергии за 2017 год.

В то же время Монголия серьезно страдает от дефицита электроэнергии и некачественного энергоснабжения. 20% электроэнергии приходится на импорт из Китая через пограничный пункт Ганьцимаод и России благодаря двухмерной межгосударственной ЛЭП «Гусиноозерская ГРЭС – Селендума – Дархан». Запасов электроэнергии в Монголии нет.

Страна заинтересована в повышении суммарных объемов поставок электроэнергии между ЕЭС России и ее энергосистемой. Так, например, в 2022 году по инициативе монгольской стороны, на территории Бурятии была увеличена пропускная способность сетевого межгосударственного транзита на 100 Мегаватт – до 345 Мегаватт. Не исключено, что в будущем эти показатели будут экспоненциально расти, опять же, в связи с большими проблемами в энергоснабжении Монголии, прогрессирующими каждый год с новой силой.

Последние данные по производству электроэнергии в Монголии, Гигаватт-час.

Всего в Монголии действуют четыре независимые электроэнергетические системы: Центральная (ЦЭС), Западная (ЗЭС), Восточная (ВЭС) и Алтайско-Улясутайская (АУЭС). ЦЭС вырабатывает практически 95% электроэнергии за счет работы пяти ТЭС суммарной мощностью более 1000 Мегаватт, которые снабжают столицу Улан-Батор и 13 аймаков в центральной Монголии. Таким образом, большая доля потребляемой электроэнергии производится именно на ТЭС – это около 90%. Причем из них 70% приходится на крупнейшую улан-баторскую станцию ТЭС-4 мощностью 540 Мегаватт.

В пределах 4% электроэнергии приходится на дизельные электростанции, а остальная доля обеспечивается за счет возобновляемых источников энергии: гидро-, солнечной и ветровой энергий.

Возраст местных электросетей (от 30 до 60 лет) сказывается на их работе. В сезон холодов электростанции зачастую не справляются с пиковой нагрузкой, и тогда в ход идут российские энергоресурсы.

В целом, ТЭС в Монголии работают на износ, но спрос на электричество с каждым годом только растет. Поэтому вполне ожидаемо, что в случае даже небольшой аварии на станции в самый разгар энергопотребления, она попросту не выдержит, и тогда тысячи людей останутся без электричества и тепла наедине с суровым морозом.

Улан-Баторская ТЭЦ-4.

Теплоснабжение

Несмотря на то что в Монголии зимой температура воздуха опускается до -40°C, это вовсе не мешает жителям страны сохранять кочевой образ жизни. До 40% местных жителей живет за городом в частных домах и войлочных сборных юртах, на отопление которых тратится до половины дохода семьи. Важно понимать, что для монголов теплоснабжение является вопросом выживания. В Монголии есть три главных источника теплоэнергетики. 40% населения обслуживают теплоэлектроцентрали, 10% – котельные и 50% – индивидуальные печи.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) обеспечивают города не только электроэнергией, но также отоплением и горячей водой. 19 из 21 аймака за пределами Улан-Батора подключены к центральной сети энергоснабжения, а около пяти аймаков имеют собственные теплоцентрали. Большая часть тепловой энергии тратится на промышленность и строительство, далее идут затраты на транспорт, бытовые нужды и сельское хозяйство.

Котельные, отапливаемые углем, снабжают теплом и горячей водой небольшие централизованные сети. Всего на территории страны их насчитывается порядка 450 с полной тепловой нагрузкой в 800 Мегаватт. Индивидуальная тепловая нагрузка котельных варьируется от 0,8 до 2 Мегаватт.

Для бытовых потребностей жители Монголии используют печи, обычно это печка-буржуйка, которую топят дровами, кизяком (высушенный навоз), либо углем с нелегальных шахт, о чем БАБР подробнее расскажет в следующем материале.

К слову, в Улан-Баторе из-за массового использования угля в качестве топлива для таких печек-буржуек образуется густой и токсичный дым, называемый «черным небом» . Смог постоянно висит над городом в период отопительного сезона и представляет серьезную угрозу здоровью местного населения. В связи с ухудшенной экологической ситуации многие жители даже стремятся жить за городом, но не все это могут себе финансово позволить.

Сводный топливный баланс за 2010-2019 годы. Все значения выражены в тысячах тонн условного топлива (т. у. т.).

С тарифами за электро- и теплоэнергетику в Монголии сложилась довольно интересная и в то же время проблематичная картина: цены в разы ниже себестоимости.

Дамбадарджа Жаргалсайхан, монгольский экономист, обозреватель и публицист в 2019 году:«Потребителям электроэнергии на коммунально-бытовые нужды она поставляется по цене 0.32-3.0 раза ниже себестоимости. Только в прошлом году [2018 год] льготы и скидки на оплату электричества составили 62.7 миллиарда тугриков [более 150 миллионов рублей]. Если в 2005 году на оплату тепла и света в зимний период уходило 15% семейного бюджета, то в 2018 году – 6.2%. Сегодня один член семьи, состоящей из четырех человек, тратит в день на электроэнергию 302 тугрика [7 рублей]; на один проезд в автобусе – 500 тугриков [12 рублей]; на мобильную связь – 820 тугриков [20 рублей]».

Именно такая многолетняя политика занижения цен, по мнению Д. Жаргалсайхан, привела к образованию цепи дебиторской задолженности на предприятиях угольной промышленности и энергетики. Это, в свою очередь, лишило возможности вкладывать средства в модернизацию и развитие производства, приобретать необходимые запчасти и оборудование.

В пандемийный период, с 13 декабря 2020 года по 1 июня 2022 года, правительство страны решила и вовсе обнулить тарифы. Расходы были перенесены на госкомпанию Эрдэнэт (Erdenet Mining Corporation) – одну из крупнейших горнорудных компаний в Азии. В общей сложности покрытие расходов коснулось более ста тысяч предприятий и порядка миллиона домашних хозяйств.

Однако в июне помощь государства закончилась, и теперь жители Монголии вынуждены взять все расходы за электроэнергию на себя. А в условиях нестабильной экономики в стране население может быть неготово к таким затратам. К тому же, как было сказано, монголы слишком много лет были подсажены на иглу дешевого электричества. И не исключено, что для спасения экономического положения страны тарифы на электроэнергию могут заметно вырасти, впрочем как и другие коммунальные услуги.

Таким образом, прекращение государственного субсидирования в Монголии может спровоцировать не только экономический, но и социальный кризис. Следовательно, главной задачей монгольских властей должно быть поддержание благополучия населения страны, обеспечивая его доступным, эффективным и качественным энергоснабжением.

Подробнее о топливно-энергетическом комплексе Монголии и возобновляемых источниках энергии читайте в следующих материалах.