«Союз Восток» навылет: Китаю наплевать на газопровод через Монголию?

Правительство КНР пытается максимально отсрочить строительство газопровода «Сила Сибири-2» из России через Монголию. Это в очередной раз доказал последний визит Михаила Мишустина в Китай. Кроме того, Пекин отдает предпочтение появившемуся на горизонте новому трубопроводу из Туркменистана.

Газовая выручка

Открытие газопровода «Союз Восток» (монгольская ветка «Силы Сибири-2») несет ряд экономических и экологических преимуществ для Монголии. Стороны активно ведут переговоры о реализации масштабного проекта. Так, в середине мая 2023 года в Улан-Баторе состоялось еще одно заседание, в рамках которого правительство Монголии и представители ПАО «Газпром» обсудили вопросы будущих поставок газа из России в Монголию, а также ход выполнения проектно-изыскательских работ по строительству газопровода.

Тем не менее конечной точкой поставки газа через «Силу Сибири-2» является Китай, но именно он продолжает затягивать контракты и переговоры по газпромовскому проекту. На данный момент Пекин не подписал никаких документов, обязывающих строительство упомянутого трубопровода. Тему успели обсудить и в международной газете Financial Times.

Китаю, действительно, может быть наплевать на газопровод через Монголию, так как его единственная цель – получить больше выгоды с поставок импортного газа. Европейский рынок для России умер, поэтому ей важно сохранить сотрудничество с Китаем и пролоббировать максимально выгодные условия продажи. Хотя КНР и так покупает природный газ по очень дешевой цене.

Изначально китайская сторона была заинтересована новым проектом «Сила Сибири-2», так как труба должна была пройти через Алтай и обеспечить газом восточные регионы Китая. Только после успешной газификации эти регионы имели шансы на промышленное развитие.

Однако по новому маршруту газопровод, проходя через Монголию, финиширует в центральной части Китая ближе к западному побережью, который и без того обеспечен газом. А в 2022 году было подписано еще одно выгодное для КНР соглашение о поставках газа с Дальнего Востока. Выходит, газа в Поднебесной будет более чем достаточно, и монгольская ветка выглядит совсем непривлекательной.

Кроме того, пока Монголия активно обсуждает реализацию «Союз Востока» с Россией, Китай отдает предпочтение Туркменистану в следующем крупном трубопроводном проекте.

Выгода и импортные потери

В то время как Россия продвигает «Силу Сибири-2», Си Цзиньпин, выступая на саммите лидеров стран Центральной Азии, призвал ускорить строительство давно откладываемого газопровода для поставок газа из Туркменистана. Пекин стремится укрепить связи с Центральной Азией в рамках своей инициативы «Пояс и путь»*. Однако почти через десять лет после начала строительства проекта «Линия D»** возник ряд технических препятствий, связанных с прокладкой трубопровода.

Стремление Москвы построить газопровод «Сила Сибири-2» дает Пекину рычаг для продвижения центральноазиатского проекта, по словам представителей Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). В конечном итоге Китай может заключить обе сделки, чтобы удовлетворить свои огромные долгосрочные потребности в газе, но приоритет отдается именно Туркменистану.

Это связано с тем, что КНР давно рассматривает Центральную Азию как границу для расширения торговли и обеспечения энергоресурсов. В совокупности многолетние контракты на десятки миллиардов долларов на поставку газа по обоим трубопроводам удовлетворят только 20% текущего спроса Китая, однако они помогают достичь углеродную нейтральность государства и защитить его от нестабильного рынка сжиженного природного газа (СПГ).

* «Пояс и путь» – выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой предложение объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».

** Трубопровод «Линия D» – четвертая нитка газопровода из Туркменистана в Китай. В 2014 году его стоимость оценивалась в 6,7 миллиарда долларов, и по нему планировалось транспортировать около 30 миллиардов кубометров газа в год.

Стремление Китая ускорить прокладку «Линии D» – не пустые слова. В мае CNPC уже приступила к технико-экономическому обоснованию 200-километрового газопровода от границы Синьцзяна с Кыргызстаном до китайского города Укия. Он станет первой точкой приема поставляемого газа.

Официальный представитель CNPC сообщил агентству Reuters, что коммерческие группы компании ожидают разрешения на продвижение проекта. По словам чиновника, в отсутствии окончательного контракта на поставку газа китайская нефтяная компания построила только часть первого тоннеля в горной столице Таджикистана Душанбе, откуда и начинается «Линия D».

Кроме того, по прогнозам консультационных компаний, новый туркменский проект могут закончить в 2028 году, в то время как «Сила Сибири-2» будет запущена только в начале 2030-х. Это еще одно преимущество туркменского проекта в сравнении с российским. Но есть у него и свои минусы.

Как ранее было сказано, Россия поставляет газ в Китай по очень выгодной цене, а Туркмении Китай платит примерно на 30% больше. Столкнувшись с многолетними потерями импорта, CNPC никак не смогла договориться о более низкой цене на туркменское топливо, так как второй стороне выгодно, чтобы ей платили в соответствии с мировой практикой ценообразования.

Переговоры о цене поставляемого из Туркмении газа, вероятно, будут сложными, поскольку у Китая есть еще несколько вариантов поставок, которые также включают внутреннее производство и новые долгосрочные контракты на СПГ. Это сотрудничество с партнерами из Катара и Соединенных Штатов.

По словам Джейсона Фиера, руководителя отдела бизнес-аналитики в консалтинговой компании Poten&Co, цены на газ должны быть, с одной стороны, достаточно высокими, чтобы оправдать расходы на строительство дорогостоящего трубопровода, но с другой – достаточно низкими, чтобы поддерживать конкуренцию.

Таким образом, Китай продолжает вести свою стратегию по перекачке импортного газа, где «Сила Сибири-2» вместе с монгольской веткой «Союз Восток» играют совершенно не первоочередную роль. Это может быть одной из причин для России рассмотреть более перспективные по сравнению с Китаем целевые рынки для газового экспорта, например, Индию, Пакистан, Казахстан и Узбекистан.