Трёхсторонний экономический коридор: проблемы сотрудничества России, Монголии и КНР
Россия, Монголия и Китай в ближайшие пять лет намерены создать мощный экономический коридор, который будет включать льготные пошлины, транзитные маршруты и систему расчётов в национальных валютах. Силы будут направлены на стимулирование инвестиций, торговли и сотрудничества между тремя странами. Тем временем до сих пор один из ключевых проектов – газопровод «Сила Сибири-2» – находится в подвешенном состоянии.
Согласно последней статистике, приведённой редакцией AsiaIs, товарооборот между Россией и Китаем в 2023 году вырос на впечатляющие 26%, достигнув 240 миллиардов долларов. Прогнозы на уходящий 2024-й обещают дальнейший рост на 15%. В то же время объём торговли между Россией и Монголией в 2024 году ожидается на уровне 2,5 миллиарда долларов. Упрощение взаиморасчётов в национальных валютах позволит минимизировать затраты на конвертацию, что, в свою очередь, поспособствует созданию взаимосвязанного коридора Россия – Монголия – КНР.
Главная причина создания этого коридора – развитие транспортной инфраструктуры. Для равномерного распределения грузопотока в трёхсторонней транспортной сети и повышения конкурентоспособности транзитных зон для начала надо создать дополнительные маршруты.
Ожидается, что международные грузовые перевозки по обозначенным артериям трёх стран с востока на запад до конца 2020-х годов увеличатся на 15-17%. А наибольший спрос в экспорте будет наблюдаться со стороны стран Юго-Восточной Азии, это связано с планами формирования зоны свободной торговли ЕАЭС с Индонезией и Таиландом.
Ключевым элементом трёхстороннего коридора станет проект газопровода «Союз Восток», который обеспечит поставки российского газа в Монголию. Максимальная годовая пропускная способность газопровода составит 500 миллиардов кубометров. По словам посла России в Монголии Алексея Евсикова, проект продолжает развиваться, и как только будет заключено окончательное контрактное соглашение между российским поставщиком и китайским покупателем, стороны будут готовы приступить к строительным работам.
Кроме того, планируется значительно расширить железнодорожную сеть Монголии, которая к концу 2020-х годов должна удвоиться. Поезда позволят увеличить объём грузоперевозок по главной Трансмонгольской железной дороге до 5000 миллионов тонн к 2030 году и до 9000 миллионов тонн к 2050 году.
Несмотря на многообещающие перспективы, в реальности сотрудничество трёх стран уже сталкивается с рядом проблем. Во-первых, препятствием для реализации совместных проектов могут стать различия в политических системах и экономических интересах. Страны имеют разные подходы к внешнеэкономической политике, что грозит заморозкой или даже полной остановкой совместных инициатив. Такая картина в целом уже наблюдается относительно проекта «Сила Сибири-2», включающего монгольскую ветку «Союз Восток».
В настоящее время основной проблемой, препятствующей строительству масштабного газопровода, является вопрос стоимости газа. Китай стремится получать сырьё по цене 60 долларов США за тысячу кубометров, что почти в пять раз (!) ниже текущей стоимости газа, продаваемого по первой «Силе Сибири» (260 долларов США за тысячу кубометров). Российской стороне это невыгодно, она заинтересована в сохранении высоких цен на свой экспортный продукт и поэтому противодействует условиям Китая. Монголия тоже добавила масла в огонь, не включив газопровод в свои долгосрочные планы. Подробнее Бабр рассказывал в предыдущем материале.
Во-вторых, интеграция транспортных маршрутов требует весомых инвестиций, а без чёткой координации между странами грузопотоки могут распределяться неравномерно, и это приведёт к проблемам в использовании инфраструктуры. Стоит также учесть и экологические аспекты. Неизвестно, учитывались ли экологические нормы при планировании расширения дорог.
Создание экономического коридора между Россией, Монголией и Китаем – это, конечно, многообещающий шаг, но для достижения всех поставленных задач странам необходимо прийти к компромиссу, учитывая экономические различия.