Крест на «Силе Сибири-2»: почему Монголия отложила газопровод в долгий ящик?

Проект «Сила Сибири-2» от ПАО «Газпром», предполагающий строительство газопровода из России в Китай через территорию Монголии, оказался в пролёте. Несмотря на потенциальные выгоды и большой интерес к проекту в контексте энергетического сотрудничества между странами, Монголия не включила газопровод в свои долгосрочные планы. Что способствовало такому решению и какие последствия для трёх стран стоит ожидать, разбирается Бабр.

Грандиозные планы

Немного вводной информации. «Сила Сибири-2» – это крупный проект «Газпрома» по прокладке магистрального газопровода из России в Китай, включая монгольскую ветку «Союз Восток». Общая протяжённость будущего трубопровода – около 6700 километров, из которых порядка 2,5 тысячи километров пройдет на территории России, а чуть более 950 километров – в Монголии. Проектная мощность – 50 миллиардов м³ газа в год.

Расширение «Силы Сибири» изначально было запланировано с целью увеличить мощность газопровода почти в полтора раза и запустить масштабный экспорт газа из Западной Сибири в западном и в восточном направлениях. Однако в дальнейшем именно восточный вектор станет для российской экономики приоритетным в связи со множеством санкций ЕС и кардинально изменит грандиозные планы «Газпрома».

Молчание – знак отрицания

Проект «Сила Сибири-2», первоначально известный как «Алтай» или «Западный маршрут», был впервые упомянут в 2006 году. С тех пор вокруг него велись активные обсуждения с участием России, Монголии и Китая. Была даже разработана проектная документация и определена трассировка газопровода. В настоящее время, согласно последнему заявлению Владимира Путина, проводится государственная экологическая экспертиза для оценки воздействия проекта на окружающую среду.

В то же время на протяжении последних лет эксперты были озадачены отсутствием конкретики со стороны Китая, который всячески избегал обсуждения деталей проекта. Предполагалось, что причиной такого поведения могли стать вопросы цены на газ, отсутствие потребности в нём на востоке страны и другие проекты.

Тем не менее именно Монголия задала неожиданный поворот событий: государство не включило проект «Сила Сибири-2» в свои планы до 2028 года. Эксперты выделяют несколько причин монгольского решения.

Сейчас ключевой проблемой, препятствующей реализации «Силы Сибири-2», является вопрос стоимости газа. Да, не просто так Пекин отмалчивался. Китай стремится получать сырьё по цене 60 долларов США за тысячу кубометров, что почти в пять раз (!) ниже текущей стоимости газа, продаваемого по первой «Силе Сибири» (260 долларов США за тысячу кубометров). Российской стороне это невыгодно, она заинтересована в сохранении высоких цен на свой экспортный продукт и поэтому противодействует условиям Китая.

Сложность переговоров между Россией и Китаем также играет свою роль: от начала обсуждения проекта до его реализации пройдёт много времени. И за это время любые условия сотрудничества могут измениться, что делает долгосрочное планирование менее надежным.

Кроме того, необходимо оценить экологические и социальные аспекты и риски при реализации такого масштабного инфраструктурного проекта. В случае с «Силой Сибири-2» важно учесть влияние газопровода на окружающую среду, особенно в контексте сохранения уникальных природных ландшафтов и на территории России, и в Монголии.

Как бы банально ни звучало, монгольское правительство могли вымотать сложности в переговорах между Россией и Китаем и длительность согласования газопровода. Тем более что государство в этом время становилось заложником отношений между двумя странами.

Монголия также может опасаться экономических рисков, например, снижения цен на газ или возможные проблемы с транзитом топлива через территорию страны. Поэтому, несмотря на потенциальные выгоды, страна предпочла не включать «Силу Сибири» в свои планы и освободить руки для других более значимых проектов, требующих срочного включения в процесс.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер

Для России решение монгольского правительства значит одно: проект «Сила Сибири-2» может быть отложен на неопределённый срок. Безусловно, это не говорит о том, что сотрудничество между тремя странами прекратится полностью, такое невозможно, но компания «Газпром» точно потеряет своё влияние в Монголии.

Что касается Китая, в целом он ничего не теряет от сложившейся ситуации. Напротив, это даже сыграет ему на руку. «Запугивание» России условной угрозой отмены «Силы Сибири» может ускорить процесс снижения стоимости газа, а КНР только этого и ждёт. Если учесть тот факт, что сотрудничество с Китаем для России – это, по сути, единственная возможность продать газ (ведь другого экспортного рынка такого масштаба у страны нет), то «Газпрому» всё же придётся пойти на уступки Пекину.

Конец газификации?

Есть ещё один немаловажный момент. Проект «Сила Сибири-2» наряду с монгольским «Союз Востоком» обещал не только значительное увеличение мощностей поставок газа, но и решение острой проблемы Монголии и ряда российских регионов – опасного «чёрного неба», особенно актуального зимой. В разгар отопительного сезона население крупных городов буквально задыхается от тяжелого и токсичного смога. Газификация в этом случае могла бы служить отличной альтернативой прямого использования угля или дров для отопления.

В феврале 2023 года «Газпром» предварительно определил трассировку газопровода «Сила Сибири-2», исходя из которой стало известно, что он пройдёт через Томскую область, Красноярский край, Иркутскую область и Республику Бурятия. И для всех административных центров перечисленных регионов проблема «чёрного неба» актуальна как никогда, потому они остро нуждаются в газификации и очень её ждали. И ждут.

Несмотря на то что правительство Монголии делает большой шаг к решению проблемы «чёрного неба», например, снабжая население солнечными батареями, все эти методы борьбы со смогом не работают. Так что у Монголии были большие планы на российский газ. К тому же в Улан-Баторе переход на это топливо смог бы разрешить проблему высокой загруженности ТЭЦ, ведь в холода электростанции чаще всего не справляются с пиковой нагрузкой.

Необходимость модернизации и проведения газопровода по сибирским землям обсуждается давно. Снабжение региона магистральным газом особенно ждали Красноярский край и Бурятия. В 2020 году обещали, что Красноярский край газифицируют через пять-семь лет, а в 2023 году министр энергетики РФ Николай Шульгинов заговорил уже о планах на 2023-2031 годы. В 2021 году стало известно и о Бурятии, республика даже поспешила избавиться от старых котельных в сладостном ожидании газификации.

Тем не менее с мёртвой точки вопрос не сдвигался и местные власти на этом фоне успели переметнуться в сторону электрификации. Сейчас тему электроотопления активно продвигают «Россети Сибирь». Но вероятность реализации этих планов еще меньше, чем строительство «Силы Сибири-2», хотя бы по той причине, что перед стартом этих работ компании придётся вложить несколько миллиардов рублей на модернизацию электросетей, износ которых в той же Бурятии составляет не менее 90%.

Решение Монголии отложить идею со строительством газопровода ставит под сомнение возможность успешной реализации проекта в запланированные сроки (до 2030 года) и создаёт риски для перспектив газификации как в самой стране, так и в российских регионах.

Бабр продолжит следить за развитием событий.